Начать продавать на Satu.kz
Корзина
4 отзыва
Ваш личный профессиональный бухгалтер
Контакты
Центр Технического обслуживания Webkassa 1С Бухгалтерское Обслуживание
улица Ермекова, 73А, офис 218, Караганда, Казахстан
+7 (777) 891-60-50
+7 (776) 891-60-50
+7 777 891 60 50+7 777 891 60 50
Карта

Цифровизация налогового и таможенного администрирования: ЭСФ, ККМ онлайн, прослеживаемость товаров в 2019 году

Цифровизация налогового и таможенного администрирования: ЭСФ, ККМ онлайн, прослеживаемость товаров в 2019 году

В рамках реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года Министерство финансов реализует ряд проектов, направленных на цифровизацию налогового и таможенного администрирования.

 

Электронные государственные услуги Министерства финансов

По итогам 2018 года органами государственных доходов всего оказано – 22 млн  услуг, в том числе в электронной форме – 20 млн.

На уровне межведомственной комиссии по оптимизации государственных услуг утверждены дорожные карты, в которых предусмотрена их дальнейшая оптимизация и автоматизация с выводом на портал электронного правительства, а также проведена интеграция с компаниями частного сектора.

В результате проведенной работы Министерством финансов оказание государственных услуг в электронном формате планируется довести к 2025 году до 95%.

Из года в год проводится планомерная работа по сокращению кодов бюджетной классификации, оптимизации форм налоговой отчетности. С 2015 года количество КБК сокращено в 2,5 раза, формы налоговых деклараций оптимизированы на 30%.

В целях кардинального упрощения процесса электронной уплаты налогов предусматривается переход на сервис единого электронного кошелька налогоплательщика.

Для этого показательным является опыт Эстонии, где налогоплательщик уплачивает налоги по единому реквизиту, затем данная сумма автоматически расщепляется по всем налогам физического лица.

Таким образом, информационные системы Министерства финансов (ИС КГД через ИС Комитета казначейства) к концу 2019 года будут самостоятельно проводить разноску платежей, поступивших на Единый электронный кошелек, на соответствующие налоги, по которым возникли налоговые обязательства (декларации, расчеты, акты проверок, сведения уполномоченных органов).

В результате исключения ошибочной оплаты налогов будет обеспечено сокращение количества платежных документов, исключение не выясненных платежей и необоснованной пени, сокращение количества зачетов и возвратов ошибочных платежей, сокращение количества инкассовых распоряжений, снижение затрат налогоплательщиков по времени, снижение нагрузки на ИС банков, казначейства, КГД.

Вместе с тем для перехода на единый сервис оплаты налогов посредством электронного кошелька требуется, кроме доработки ИС и актуализации баз данных, еще и большая работа по внесению изменений в бюджетное, банковское, налоговое, таможенное законодательство.

 

 

Система мониторинга движения товаров

Одним из действенных инструментов сокращения доли теневой экономики и соответствующего увеличения  налоговых поступлений в бюджет является сквозной мониторинг движения товара от импорта или производства до его конечной реализации на территории Казахстана.

Система сквозного мониторинга предоставит возможность анализировать ценообразование товаров по стране с отслеживанием всей цепочки поставки товаров.

Это позволит определить маржу при реализации товаров и, соответственно, правильность уплаты налогов.

Система сквозного мониторинга содержит следующие проекты:

ИС «АСТАНА-1»;

ИС «Маркировка товаров»;

ИС «Электронные счета-фактуры»;

модуль «Виртуальный склад»;

онлайн-ККМ;

«Администрирование НДС с применением контрольных счетов НДС».

Далее, хочу кратко рассказать по каждому проекту.

 

 

Информационные системы «АСТАНА-1», «Единое окно»

На сегодняшний день ИС «АСТАНА-1» функционирует в штатном режиме.

ИС «АСТАНА-1» имеет ряд преимуществ, включая возможность осуществления автоматизированного контроля всего таможенного процесса с момента подачи предварительной информации, применения системы управления рисками, оформления транзита, хранения товаров на складе временного хранения до контроля после выпуска товаров.

Кроме того, проводится работа по информационному обмену посредством ИС «АСТАНА-1» с третьими странами об оформленных экспортных таможенных декларациях, что позволит осуществлять контроль товаров,  импортируемых с этих стран, и значительно снизить объемы теневой экономики.

В текущем году мы планируем запустить систему в промышленную эксплуатацию.

Дальнейшее упрощение таможенного администрирования будет обеспечено за счет внедрения «Единого окна». В данной системе можно получить все необходимые разрешительные документы для ввоза и вывоза товаров, а также таможенные услуги в электронном виде.

В текущем году запланирован ввод в эксплуатацию «Единого окна» по разрешительным документам в сфере: сельского хозяйства; подтверждения сертификатов соответствия товаров; санитарно-эпидемиологического благополучия.

 

Информационная система «АСТАНА-1»

До внедрения ИС «АСТАНА-1» все документы, связанные с таможенным оформлением, представлялись таможенным брокером в таможенные органы исключительно на бумажном носителе, в том числе сама таможенная декларация.

В связи с этим обработка документов производилась в ручном режиме, что усложняло процесс таможенного оформления.

Соответственно у участника ВЭД были временные и финансовые издержки.

Уже сегодня мы можем отметить положительные моменты внедрения: так, экономия участников ВЭД составила порядка 77 млрд тенге и время оформления по «зеленому коридору» сократилось до 1 минуты.

 

 

Электронные счета-фактуры

Дальнейший контроль реализации товаров внутри страны будет осуществляться в информационной системе «Электронные счета-фактуры».

С 2014 года налогоплательщики выписывают электронные счета-фактуры на добровольной основе.

При этом налоговым законодательством предусмотрен поэтапный переход налогоплательщиков на обязательность выписки ЭСФ с 2016 по 2019 годы.

Справочно:

- с 1 января 2016 года - уполномоченные экономические операторы;

- с 1 июля 2016 года - таможенные представители, владельцы складов временного хранения,  владельцы таможенных складов, таможенные перевозчики;

- с 1 января 2017 года - налогоплательщики, реализующие товары из Перечня изъятий (ВТО);

- с 1 января 2018 года - крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу; плательщики НДС по услугам международной перевозки грузов;

- с 1 января 2019 года - плательщики НДС.  

 

По состоянию на 15 января 2019 года количество зарегистрированных участников системы 281 тыс. (ИП – 108 тыс., ЮЛ – 173 тыс.), которыми выписано 163 млн ЭСФ.

Из них 86 тысяч - плательщики НДС.

Вместе с тем для удобства пользователей переведены в электронный формат и другие первичные документы: электронные договоры, акты выполненных работ, на базе которых реализована возможность заполнения бланка ЭСФ в автоматическом режиме.

В текущем году запланирована реализация сопроводительной накладной на товары в электронном виде.

Кроме того, в системе в 2018 году реализован модуль «Виртуальный склад», который учитывает движение и остатки товаров и является дополнительным инструментом для администрирования НДС.

Запуск модуля производится поэтапно. С 1 апреля налогоплательщики, реализующие автотранспортные средства, выписывают счета-фактуры через «Виртуальный склад».

 

Маркировка и прослеживаемость товаров

В целях защиты от контрафактной продукции, выравнивания конкурентных условий бизнеса и сокращения объема теневой экономики ведется работа по созданию системы маркировки и прослеживаемости товаров. 

Промаркировано свыше 250 тысяч меховых изделий.

В рамках пилота по маркировке меховых изделий имеются положительные результаты. За 2018 год, по сравнению с 2017 годом, количество импортеров, оформивших декларацию на товары, увеличилось в 1,4 раза (с 63 до 90).

Маркировка меховых изделий позволила выявить налогоплательщиков, занижавших доходы с целью применения предельного порогового значения по специальному налоговому режиму для льготного налогообложения.

Количество субъектов, осуществляющих деятельность на основе патента, сократилось в 13 раз (с 247 до 19).

Рост поступлений таможенных пошлин и налогов по импорту вырос в 1,5 раза (с 372 млн  тенге до 516 млн  тенге).

Количество импортеров меховых изделий увеличилось в 2 раза (с 19 до 39).

В целях расширения перечня маркируемых товаров с октября 2018 года начат пилот по маркировке табачной продукции.

В текущем году начнется пилот по маркировке лекарственных средств.

Работа в данном направлении будет продолжена с учетом замечаний и предложений депутатов при ратификации Соглашения «О маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС».

 

Этапность внедрения онлайн-ККМ

Применение онлайн контрольно-кассовых машин является завершающим звеном в системе прослеживаемости товаров от импорта (производства) до их конечной реализации.

Применяемые сегодня контрольно-кассовые машины с фискальной памятью применяются в Казахстане с 1995 года и с учетом развития технологий являются технически устаревшими.

Внедрение новых технологий, в том числе переход страны на применение онлайн-ККМ является неотъемлемой частью цифровизации налоговых администраций стран ОЭСР. 

Справочно: онлайн-ККМ фиксирует сведения торговой выручки и передает их на сервер органов государственных доходов в онлайн-режиме.

 

Принято консолидированное решение с НПП «Атамекен» по переносу срока повсеместного применения онлайн-ККМ с 2024 года на 2020 год.

Также для населения будут приняты меры по стимулированию при безналичных расчетах посредством начисления бонусов (cashback) от БВУ, а также проведения лотерей, а для бизнеса при покупке онлайн-ККМ – уменьшение сумм уплачиваемых налогов на стоимость онлайн-ККМ.

Наряду с этим функции оператора фискальных данных будут переданы в конкурентную среду, сегодня определен единый оператор в лице АО «Казахтелеком».

Кроме того, планируется развитие мобильных онлайн-ККМ, являющихся приложением на смартфоне.

Внедрение онлайн-ККМ уже дало эффект. Так, была выбрана фокус группа 1 700 субъектов предпринимательства, которые выбивали по одному чеку в день или показывали ежедневно одинаковую сумму выручки, после направления им извещения увеличили выручку во втором квартале почти в 3 раза (с 68,4 млн  тенге до 171,1 млн  тенге).

Дополнительно в бюджет, благодаря данной инициативе, по итогам второго полугодия поступило более 895 млн  тенге.

 

Возврат НДС с применением контрольного счета НДС

Вопрос администрирования НДС представляет особую проблему для органов государственных доходов.

Мошеннические действия, связанные с возвратом НДС, свойственны для систем взимания налогов как в развитых, так и в развивающихся странах.

В настоящее время все налоговые администрации Евросоюза прорабатывают вопрос внедрения раздельного НДС-счета, при этом в отдельных странах ЕС уже применяется автоматизированная система раздельных платежей с применением специального банковского НДС-счета.

Новый метод администрирования НДС с использованием Контрольного счета НДС позволит оптимизировать процессы администрирования НДС и обеспечит:

 

  • повышение прозрачности администрирования НДС, которые приведут к невозможности применения «серых схем»;
  • поэтапный возврат НДС при реализации на территории Казахстана;
  • ускоренный возврат НДС с 55 до 1 рабочего дня;
  • отмену налоговых проверок (ежегодно проводится порядка 20 тысяч проверок, включая встречные проверки контрагентов-поставщиков).

 

Налоговым кодексом предусмотрено с 1 января 2019 года в Казахстане использовать Контрольный счет НДС для плательщиков НДС на добровольной основе.

Перечень товаров будет утверждаться уполномоченным органом (МИР совместно с МФ, МСХ, МНЭ).

Данный механизм внедряется с применением технологии Blockchain.

 

 

Поэтапное создание Базы данных третьих лиц для целей налогового администрирования

В целях создания благоприятных условий для бизнеса перенесены акценты налогового контроля на камеральный контроль.

Суть камерального контроля заключается в  перекрестном анализе сведений из налоговых деклараций, а также из других имеющихся в органах государственных доходах источников.

Международный опыт показывает, что современное налоговое администрирование осуществляется на основе сведений, получаемых не только от уполномоченных государственных органов, но и от бизнеса.

К примеру, в рамках пилота на основании сведений коммунальных организаций по объемам потребления воды и электроэнергии субъектами бизнеса поступление в бюджет налогов увеличено на 4,8 млрд тенге. Пилот проводился, начиная со второго полугодия 2018 года. В настоящее время проводится анализ эффективности пилота.

 

 

Развитие ИС «Система управления рисками»

ИС СУР с помощью анализа больших массивов данных позволяет выявлять новые области риска и автоматизацию процессов отбора, категорирование налогоплательщиков, выявлять нарушения налогового и таможенного законодательства.

Разработанные на базе информационной системы «СУР» модели риска позволили исключить ручную обработку данных, автоматизировать бизнес-процессы, сократить затраты рабочего времени на обработку данных с 2-х месяцев до 2-х дней и, вместе с тем, получить более высокий эффект от полученных результатов.

 

Цель – к 2025 году увеличить собираемость налогов до 25% к ВВП

Таким образом, в рамках проектного управления в целях реализации Послания Главы государства «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» мы поставили перед собой амбициозную цель: увеличить собираемость налогов с 16,9 % в 2018 году до 25% к ВВП в 2025 году.

В абсолютном выражении это даст денежный эффект в размере 5,5 трлн  тенге к 2025 году за счет цифровизации налогового и таможенного администрирования.

 

Министерство финансов РК

Другие новости